Алгоритм психотерапии » вторичные выгоды»

Татьяна Силаева, медпсихолог 

Эта техника – увлекательная в своей простоте. Потому что она понятна и удобна в применении. 

Сразу отмечу, что лично я к клиентам обращаюсь и на «вы» и на «ты».

Я предлагаю пошаговый алгоритм действий:

  • в процессе описании алгоритма данной техники, я буду, возможно, излишне «вьедливо» обьяснять, почему надо «так» делать. Пусть вас это не смущает — кому все ясно — тот не будет терять свое драгоценное время, зато, кому-то мои пояснения пригодятся
  • вы увидите в данном алгоритме достаточно много шагов. Это потому, что запросы разнообразные по своей сложности и индивидуальности. Исходя из этого, некоторые шаги вы опустите, в процессе работы с обратившимся к вам за помошью, человеком. Замечу, что опытные практикующие психологи так и делают. Зато при сложных запросах все пункты алгоритма данной техники «будут в помошь»
  • в процесссе «шагов» не лишне будет перепроверять уровень осознанности клиента(пациента) и правильность действий самого психолога! — задавать вопросы клиенту:  » это вам понятно? —  например, в 3-м пункте и др. моментах.

ИТАК:

1)  определяем проблему (запрос, трудность)

  • клиент расскаывает, в чем состоит проблема
  • саму проблемную ситуацию

Здесь надо перепроверить истинность запроса клиента таким образом:

  • предлагаем сказать о своей проблеме двумя способами: «у меня есть эта проблема, я не знаю, что с этим делать» или «у меня была эта проблема, я знаю, что с этим делать». То есть, речь идет о том, что человек осознает только тогда, когда проговорит проблему в настоящем либо в прошедшем времени. Если в прошлом БЫЛА проблема — значит, она не актуальна и под этим запросом скрыта! ДРУГАЯ проблема. Потому что бессознательно человек говорит в прошедшем времени, что означает — на данный момент заявленная проблема уже решена, либо не актуальна.
  • если звучит слово «было» — тогда помогаем клиенту «сформировать» другой запрос.
  • это важно, потому что при не точном запросе «уходим не туда»
  • именно из-за скрытой вторичной выгоды, запрос клиента может звучать не точно
  • чем глубже проблема,тем клиент больше далек от истинного запроса
  • чем больше внутри личностный конфликт (базовых и личностных убеждений) — тем больше клиент склонен «выполнять» не свой запрос, а чужой, по причинам (смотрите в конце статьи в разделе «Скрытая выгода тут может быть»)

2) помогаем ему определить, что он при этом чувствует (как эмоцию, естественно, отрицательную)

  • и ощущает в теле на физическом (физиологическом) уровне, например: боль, тяжесть….в животе, груди, горле.
  • ощущает
  • определяем это отрицательное чуство в баллах.
  • если клиент не в состоянии определить свое чувство при воспоминании о проблемной ситуации — предлагаем ему положить свою руку на область тела (живот, солнечное сплетение, грудь, горло) и тогда он по ощущениям в теле (разницу этих ощущений) — сможет определить. Мы знаем, что базовых чувств 5-ть — это: 2 положительных (радость и любовь) и 3 отрицательные (страх- вэивоте, обид — в груди, отчаяние — в горле, промежуточное чувство  злости или даже гнева — в солнечном сплетении). Остальные чувства производные.То есть, не важно, как назовет свои чувства клиент, потому что, работая с  чувством, названным клиентом — мы компенсаторно работаем и с другими. Причем! что важно  — тут автоматически происходит следующее: при уменьшении отрицательного чувства — увеличение положительного, потому что:
  •  природа не терпит пустоты
  • если в начале терапии отрицатеьное чувство было в 9 баллов, а, при завершении консультации — 3 — тогда! вероятнее всего,  что положительного чувства стало 7 баллов, вместо 1-го.

Тут отлично подходят техники РПТ

Читай продолжение на следующей странице