Алгоритм психотерапии » вторичные выгоды»

 

3)  принятие проблемной ситуации за полученный опыт, буквально, предлагаем клиенту повторить слова «я принимаю эту(и) стрессовую ситуацию (ситуации) с благодарностью за опыт, который я получаю(ил)»

  • клиент повторяет так, как ему «ложится на сердце»
  • психолог отмечает для себя особенности проговаривания клиента
  • говорит ли он в прошедшем, либо в настоящем времени

4) закрытие неэффективных отношений, либо – изменение своего отношения к проблеме (техники могут быть разные, привычнее начать с помощью вопросов-ответов) — выводим на осознание причастности человека «я тоже в чем-то не прав…» — вопросами,

например, этими:

  • как вы считаете, вы иногда ошибаетесь?
  • бываете ли вы не правы, не вежливы
  • почему вы оказались в такой ситуации
  • заболели
  • и т.п.

Здесь клиент «знакомится с собой настоящим» — выходит за рамки «узкого коридора чувств»

5) исследуем семейный род обратившегося за помошью — фактически, его базовые убеждения и скрытые выгоды

  • каковы ваши отношения с родителями сейчас
  • а раньше?
  • что изменилось
  • в чем вы теперь не согласны с родителями
  • почему
  • что вы чувствуете при этом….и т.п.
  • в чем согласны?

Тут клиент видит ограничения базовых (несвоих) убеждений, как внутри личностный конфликт

6) что вас сейчас в отношениях с людьми раздражает? Теперь мы определяем акцентуацию

  • почему это вас раздражает?
  • не потому ли, что хотите видеть не идеальный мир — идеальным? другая акцентуация
  • и не позволяете себе быть разной — и хорошей и не очень

Тут же рекомендации психолога клиенту : нормализуем излишнюю акцентуацию

  • начните позволять себе поступать с людьми не идеально (в границах нормы)
  • позволять себе делать именно то, что раздражает в людях (в пределах нормы). Например, люто! ненавидите несправедивость — позволяйте себе поступать с людьми не справедливо (в пределах нормы). Как вам это? — пусть клиент по ходу терапии «примерит» это новое поведение (состояние) на себя. И, если даже предложение психолога вызовет протест — это уже динамика, которая его «зацепила». Протест гораздо эффективнее равнодушия. Можно с уверенностью сказать, что позже, наедине с собою, клиент не раз будет размышлять об этом

7) в вашей проблемной ситуации

  • кто мешает?
  • что мешает
  • кто помогает
  • что помогает
  • что или кто ЕЩЕ может помочь получить желаемое.

8) какими ты (вы) видишь

  • идеальные отношения
  • ваше (твое) здоровье
  • вашу жизнь
  • и т.п., согласно заявленному запросу

9) как ты (вы) изменишься? в случае достижения желаемого результата по своему запросу

10) как изменится?

  • твое окружение
  • твой больной орган
  • другое по запросу

11) что для этого надо сделать ТЕБЕ?

12) что надо сделать

  • для них
  • для себя

13) что придется делать для изменения и положительного результата

  • твоему окружению
  • родным и значимым людям
  • твоему больному органу
  • другое, согласно запросу

С 11 по 13 пункты мы помогаем клиенту заменить его прежний, не адаптивный способ поведения — на более приемлемый, тем самым научаем его новому способу действия

14) почему будет меняться не только ты, а и твое тело…окружение… ….жизнь в целом?

Читай продолжение на следующей странице